(Обзор за четвертую неделю сентября)
Рынок Азово-Черноморского бассейна в сегменте coaster немного отыграл назад со средних 60ых до низких 60ых (базис Ростов-Мармара).
На готовность фрахтователей заключать сделку влияет не только высокая ставка, к которой все еще стремятся некоторые судовладельцы, но и повышение экспортной пошлины на некоторые виды биржевых товаров. Например, с 04.10.2023 экспортной 7% пошлиной облагаются бобовые и кориандр. Исходя из этого, трейдеры вынуждены пересчитывать контракты. Плавающая пошлина (принята 2 года назад) на пшеницу также сохраняется. На удержание ставки на достаточно высоком уровне все еще влияют военные риски и дефицит тоннажа – экономика рейса иностранного судовладельца не считается с учетом расходов на страхование и более длительного контроля при прохождении керченского пролива. Суда под иностранными флагами, в среднем, проходят Керчь дольше, чем суда под РФ флагами, мы уже сталкивались с несколькими такими прецедентами. По нашему мнению, ставки фрахта на основном трейде Ростов-Турция будут держаться на высоком уровне до Нового года. Особенно с учетом того, что турецкие импортеры сталкиваются с большой заскладированность - им негде хранить зерно на фоне растущего числа поставок из России и богатого собственного урожая.
Основные тоннажные группы deep sea считаются по достаточно высоким ставкам.
За сентябрь суточная ставка на handy, supra, ultra сегменты выросла почти в два раза. В начале осени мы наблюдали ставку 12000 usd /сутки (supramax), то сейчас уверенно говорим о 22000 usd/сутки. Если посмотреть на handysize флот – сейчас судовладельцы хотят около 17000 usd/сутки. Кроме повышения ключевой ставки на рост стоимости также влияет завершение перестройки ключевых маршрутов экспорта и импорта, которое началось после 2022 года. Рынок изменился из-за расстояний, небольшими партиями стараются не отправлять. Спрос на крупный тоннаж растет. Другая ситуация с состоянием трейда основного биржевого товара, идущего из РФ такими крупными партиями. Речь идет о пшенице. Во-первых, в России сейчас почти самый большой переходящий остаток в истории. Это привело к тому, что даже закрытие зернового коридора никак не повлияло на цены, хотя трейдеры ожидали их рост. Общий объем продуктов производства в этом году 138 миллионов тонн – переходящий остаток 30. В прошлом году переходящий остаток составил 160 миллионов тонн. Причина в том, что из-за квот трейдеры не могут быстро продавать. Во-вторых, ограничения со стороны государства. Сначала была введена плавающая пошлина (2-3 года назад). Затем минимальный порог цены: был введен в июле не ниже 240 usd FOB deep sea, сейчас это 260 usd FOB – с этими ценниками мы неконкурентоспособны к другим ориджинаторам –Румынии и Франции. Так, например, РФ уступила на ГАСКе Румынии и Франции, последние продавали 210 usd FOB, а Россия не могла показывать на тендерах ниже 270. Тем не менее, посмотрим, чем завершится квартал, начавшийся в сентябре. Говорить о снижении ставок на Handy, Supra и больше до нового года пока не приходиться.
Стабильна ситуация на рынке Каспийского бассейна. Локально в недавнем времени рынок на Каспии чуть снизился, но за последние несколько лет, напротив, вырос – практически в три раза.
Это связано с тем, что Россия – практически единственный поставщик кукурузы и ячменя для Ирана. На последней неделе сентября рынок снова значительно укрепился, а ставки выросли. В связи с новым урожаем кукурузы и участию Ирана в тендерах ожидается нехватка тоннажа. На сегодняшний день платят около высоких 50 – низких 60 usd (базис Астрахань – Иран). Тем не менее, проблемы там тоже есть. Во-первых, валютные ограничения. Во-вторых, это отсутствие гарантированных глубин. Зависимость уровня воды от направления ветра. Судовладельцы вынуждены ждать воды под свою осадку и закладывают время на ожидание в свою ставку. В октябре 2023 года, мы прогнозируем повышение ставки на фоне дефицита тоннажа и большого урожая кукурузы, на который уже заключаются контракты: около 600 тысяч тонн отправятся из России в Иран. По понятным причинам, РФ сохранит монополию на поставки ячменя и кукурузы на Северный и Южный Иран судами от 3 до 5 тысяч DWT.
Искренне ваш, Константин Гриневич и Glogos Project
О КОМПАНИИ
Более 15 лет мы помогаем нашим клиентам доставлять их грузы наиболее оптимальным способом, без лишних рисков и по справедливой рыночной цене.
НАШ АДРЕС
г. Санкт Петербург, ул. Ждановская, 45
chartering@glogos.net
project@glogos.net
+7 (812) 309-81-20
КЛИЕНТСКИЙ ОТДЕЛ
Менеджеры нашей компании с радостью рассчитают стоимость перевозки.