(Обзор за третью неделю сентября)
Рынок Азово-Черноморского бассейна в сегменте coaster почти остановился на третьей неделе сентября
Судовладельцы и фрахтователи занимают выжидательную позицию, количество отправок снижается. Ставки фрахта падают с высоких 70ых usd до средних 60ых (базис - Мармара). В данных условиях судовладельцы не готовы фиксоваться: простои в Керченском проливе достигают 11-15 дней. В отдельных случаях судно могут задержать и до месяца. Фрахтователи, в свою очередь, не хотят совершать спотовые отправки на высоком рынке и не принимают ставки, в которые заложена цена на простои. Кроме того, на активность трейдеров влияет повышение экспортной пошлины на ячмень и кукурузу. С другой стороны пошлины на экспорт пшеницы упали на 1.2 рубля, а часть фрахтователей находит пути для снижения количества дней простоя судна, приходя с судовладельцем к выгодному соглашению. Скорее всего, если через Керченский пролив разрешат перевозить удобрения в биг-бэгах, нас ждет очередной пик ставок фрахта в регионе.
В середине сентября фрахт рос на сегменты handy, supra, panamax. Речь идет об отправке из Черноморских deep sea портов РФ.
Сейчас рынок можно охарактеризовать как стабильно высокий. По нашему мнению эта ситуация не продлится долго и виной тому целый ряд факторов: во-первых, существуют монопольные ограничения на перевалу в Новороссийске. На фоне рекордного урожая перевалочных мощностей не хватит всем игрокам рынка. Во-вторых, мы наблюдаем снижение количества точек погрузки на рейде в порте Кавказ. Новые не согласовываются, а текущие используют два-три крупных фрахтователя. В-третьих, Черноморские порты России все еще являются зоной военных рисков. Многие судовладельцы отказываются заходить в них, либо повышают свою ставку, с учетом страхования. Исходя из этого, существует мнение, что трейд будет серьезно замедляться, а ставки фрахта – снижаться. В результате, балласт из Средиземноморья в сторону Черного Моря будет негативно влиять на экономику рейса и судовладельцы перестанут рассматривать Черноморские порты РФ как грузовую базу.
Высокие ставки пока сохраняются и на Балтике (сегмент supra): экспорт удобрений, алюминия из РФ портов Балтийского моря показывает рост с началом сезона.
Несмотря на падение экспортных пошлин, пшеница не считается. С другой стороны растет число отправок гороха и льна (небольшими партиями). Скорее всего, ситуация на Балтике будет меняться стремительно в ближайшие несколько месяцев: экспорт зерновых пока держится на фоне снижения мировых поставок из Аргентины (антирекорд по урожаю в 2023 году), Канады. Ставки на перевозку удобрений будут снижаться, так как экспортная пошлина (увеличилась с 7% до 10%) начнет оказывать дополнительную финансовую нагрузку на фрахтователей, старые контракты будут пересмотрены с новой экономикой. В некотором балансе рынок будет оставаться за счет уровня конкуренции на данный тип биржевого сырья: китайские удобрения отказываются импортировать в Бразилию из-за их низкого качества. Совершаются массовые поставки в Африку. Это дает шанс российским трейдерам поддерживать нормальные темпы экспорта в Латинскую Америку.
Стоимость бункеровки в Черноморских, Балтийских и Дальневосточных портах России стремительно растет.
Запрет на экспорт некоторых видов топлива был введен 21 сентября 2023 года, он будет отменен при насыщении внутреннего рынка РФ бензином и дизельным топливом. Будем следить за развитием ситуации, но в текущих условиях судовладельцы все еще вынуждены поднимать ставки фрахта для сохранения оптимальной экономики рейса. Кроме того, увеличение ключевой ставки по миру также влияет на стоимости перевозки и желание судовладельцев держать рынок на высоких уровнях.
Искренне ваш, Константин Гриневич и Glogos Project
О КОМПАНИИ
Более 15 лет мы помогаем нашим клиентам доставлять их грузы наиболее оптимальным способом, без лишних рисков и по справедливой рыночной цене.
НАШ АДРЕС
г. Санкт Петербург, ул. Ждановская, 45
chartering@glogos.net
project@glogos.net
+7 (812) 309-81-20
КЛИЕНТСКИЙ ОТДЕЛ
Менеджеры нашей компании с радостью рассчитают стоимость перевозки.