Архив категорий Новости рынка

15 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Фрахтовый рынок в Азовском регионе остается низким.

По данным Россельхознадзора общее количество переваленного зерна в портах Азовского моря, в первом квартале 2019 года сократилось примерно на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В абсолютном выражении 5,33 млн т в 2019 году против 8,33 млн в 2018.

Примечательно, что ставки фрахта, согласно нашей статистике, также просели прямо пропорционально, и потеряли приблизительно 30%. Если на 15-ой неделе 2018 года на маршруте Ростов – Мармара ставки были в среднем 26$ за тонну пшеницы, то на 15-ой неделе 2019 года ставки держатся на уровне 18$.

По мнению Трейдеров, на сегодняшний день наблюдается высокий спрос на зерно на внутреннем рынке, особенно в центральном федеральном регионе, что существенно сдерживает экспортные продажи и в силу высокой цены делает отечественное зерно неконкурентоспособным на мировых рынках. Многие Экспортеры признают, что уже закрыли текущий зерновой сезон и планируют возвращаться к активности только в июле. Однако, чем ближе к новому урожаю, тем стремительней будет дешеветь зерно урожая 2018. Падающий рынок зерна будет подталкивать производителей сбывать с рук дешевеющую продукцию, что может позволить Трейдерам заключать новые сделки. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на ставках фрахта, за счет появления новых объёмов на рынке.

Сейчас ставки, несмотря на открытие навигации по внутренним водным путям по Волге и Дону, стремятся к достижению 2ух годичного минимума. Многие Фрахтователи признают, что продать пшеницу на Мармару с погрузкой из Ростова с учётом ставок выше 17$ за тонну крайне проблематично, вдобавок к этому Турецкие покупатели стали чаще отказываться от закупок в связи с высокой волатильность своей национальной валюты.

На данный момент грузопоток генеральных транзитных грузов в Каспийское море и Волгу только набирает силу. Сегодня предложение тоннажа значительно превышает предложение груза, что позволяется Фрахтователям работать теплоходы по выгодным для них ставкам с возможностью брать подходящий тоннаж и на широкие даты. Судовладельцам, работающим в транзите и имеющим необходимость возвращать свой флот на Каспий, приходится подстраиваться под грузы, чтобы избежать балластных переходов.

Большинство запрашиваемых индикаций в Каспийский регион приходятся на летние даты. Это значит, что пик востребованности русскофлажных теплоходов под генеральный груз может совпасть с пиком зернового сезона, который в этом году, судя по планируемому урожаю, ожидается выше прошлогоднего. Такое обилие предложений подтолкнет Судовладельцев к еще более завышенным ожиданиям и соответственно ставкам.

В отличие от Азовского, Каспийский рынок пока удерживает позиции. Причинами этого являются высокий спрос на зерно со стороны Ирана после местных праздников, а также высокий спрос на тоннаж со стороны Фрахтователей, планирующих отправки удобрений из Туркмении в сторону Черного моря. Фрахт в Каспийском регионе привлекает все больше тоннажа из Азовского моря, что в ближайшем будущем может привести к перенасыщению и последующему снижению ставок.

Многие участники рынка с опасением относятся к новостям о включении США корпуса стражей исламской революции, фактически являющегося иранской регулярной армией, в число террористических организаций. Трейдеры напуганы дальнейшими возможными осложнениями во взаиморасчетах с Иранскими импортерами, от которых и так в последнее время все платежи проходят с большими задержками.

14 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

После официального открытия навигации, которая состоялась 01.04.2019, большая часть теплоходов с русским флагом, за отсутствием достаточного количества генеральных грузов, начали работу в транзите на Иран с Азовских портов /Волго-Донского канала на Иран. Всвязи с увеличением количества тоннажа в регионе многие участники рынка прогнозируют падение ставок фрахта по Астрахани и с реки на Иран, поэтому фрахтователи не спешат подписывать флот на дальние даты.
В то же время российские экспортёры отмечают существенное оживление иранского рынка с окончанием иранских праздников. Наибольший спрос отмечается на ячмень, которого в прикаспийском регионе осталось немного и трейдеры изобретают новые схемы по транзиту грузов из портов причерноморского региона. Низкии сезон позволяет для многих из них добиваться выгодных предложений по грузу, а также фрахтовых ставок, поэтому спрос на транзитный флот высок, однако, многие овнеры все еще с опаской относятся к подобным рейсам из-за рисков попадания в санкционные списки, отдавая предпочтение транзитным грузам на казахстан, азербайджан и туркмению даже по более низким ставкам.
Овнеры, ищущие грузы с реки в черноморскую сторону испытывают сложности с поиском груза, многие элеваторы еще не запустились , а некоторые только начинают накапливать объемы. Самую высокую активность проявляют фрахтователи, планирующие, отправки из наиболее удаленных речных портов, таких как Тольятти и Самара, но на реке пока еще нет обстановки и по сообщениям полученным от местных отправителей, еще частично сохранился лед. Поэтому отправки оттуда планируются только с началом мая. Всвязи с этим, овнеры русскофлажного флота, которые не работают на иран, продолжают брать рейсы из азовских портов в надежде найти выгодный транзитный груз с турции или из черного моря.
На Азовском рынке значительных изменений по сравнению с прошлой неделей не произошло. Сейчас минимальная ставка за пшеницу из Ростова на Самсун на уровне 15 долларов за тонну пшеницы. Но Судовладельцы не торопятся подтверждать эти ставки, кроме тех, кто открыт в споте. Наибольшим спросом, как и принято на падающем рынке, пользуются дальние рейсы. Как показывает практика, сделки по ним заключаются легче, а овнеры ведут себя более сговорчиво, чем в переговорах по коротким рейсам на черное море. Исторически для региона, овнеры долго дозревают до понимания о снижении рынка и оттягивают заключение сделки по более низким для себя ставок (по сравнению с предыдущим рейсом) до спотовых дат.

Сложная экономическая и политическая обстановка в Турции привела к снижению деловой активности турецких импортеров. Ожидается ,что ближе к началу Мая возобновятся запросы с турецкой стороны на поставку зерновых. Так, за время стабилизации ситуации в республике (март –начало апреля 2019) отправки в Турцию сократились почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако в настоящее время увеличение количества продаж сдерживается ростом цен на зерно на внутреннем рынке в России.
При этом, у производителей и экспортеров зерновых все еще остается зерно с прошлого сезона, которое не планируется держать как переходящие запасы, порядка 3 миллионов тонн. Которое нужно реализовать, спрос на внутреннем рынке не может покрыть потребности в реализации зерновых, хоть и соответствует ожиданиям продавцов. На экспорт в Черноморском/Азовском регионе цена для российского зерна сейчас непроходная, большую конкуренцию составляет зерно из Европы и Украины, и как будет складываться ситуация в дальнейшем, с учетом возросшей себестоимости зерна для производителей в РФ, четко предсказать нельзя. Скорее всего, так или иначе, производители вынуждены будут давать уступки по цене для экспортеров, поскольку прогнозы на урожай довольно оптимистичные, а спроса на внутреннем рынке недостаточно для реализации объемов.

13 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Как и ожидалось, на 13 неделе фрахтовый рынок в Азовском регионе просел под натиском большого количества спотового тоннажа. Ставки на Турецкие направления снизились на 2-3 доллара за тонну.
Нехватка груза объясняется большой волатильностью турецкой лиры и местными выборами в городские парламенты в крупнейшие турецкие города. В условиях неопределённости импортеры предпочли приостановить закупочные программы, что существенно сказалось на предложении груза на рынке. Как следствие, Судовладельцам пришлось соглашаться на пониженные ставки ради того чтобы сохранить оборачиваемость флота и избежать простоев.


Судовладельцы, заинтересованные в рейсах с реки в сторону Черного моря, столкнулись с рядом проблем. Во-первых, в регионах, находящихся выше Волгограда, еще частично стоит лед и поэтому речные элеваторы планируют запускаться только в середине апреля. В самарской области навигация может быть отложена до конца апреля-начала мая. Во-вторых, по неофициально информации с 1 апреля не будет осуществляться пропуск флота по участку от Ростова до Волгодонска из-за продолжающегося ремонта Багаевского гидроузла. Официальных проспектов стоит ожидать к середине 14-ой недели.
В Каспийском регионе наметилось оживление, связанное с возвращением к активности Иранских покупателей. Начали определяться среднерыночные уровни ставок из речных портов, где за последние несколько недель твердой работы практически не было, и Фрахтователи только составляли планы из-за отсутствия на рынке импортёров. Также многие Фрахтователи, продавшие свои партии во время иранских праздников, еще не получили оплату от получателей, что не позволяет им закупать новые партии на экспорт. В общем, увеличение спроса на флот в регионе остается устойчивым, благодаря чему некоторые Судовладельцы передислоцируют флот в Каспийский регион, инструментом для этого используются «транзитные» зерновые рейсы с Дона на Иран. Из–за высокого спроса на подобные рейсы, ставки на них растут медленнее, в сравнении с отправками из портов Волги.

12 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

На отчетной неделе рост ставок на Азовском регионе приостановился. Такая тенденция вызвана падением спроса на тоннаж с датами открытия в ближайшие недели. По сообщению от участников рынка, в данный момент хорошо торгуется зерно из таких стран как Франция и Канада, и состоявшиеся Турецкие тендеры в основном будут закрываться пшеницей и кукурузой иностранного происхождения т.к. она сейчас дешевле чем Российская. Все это сильно влияет на Азовский рынок, заточенный на Турецких покупателей. Ставки не падают благодаря тому что Судовладельцы по инерции от роста ставок на предыдущих неделях пытаются завышать фрахт и потому сделок заключается мало. Как следствие, на 13-ой неделе на рынке может появиться довольно много спотового тоннажа.

На основании текущего спроса на флот из Речки видно, что на сегодняшний день предложение тоннажа значительно его превышает, и многие речные грузы, направлением в сторону Черного моря, уже распределены под теплоходы, что также не позволяет уровню фрахта в регионе расти. Цена на товар, который находится на речных элеваторах, еще слишком высока по сравнению с грузом находящимся в морских портах, поэтому Трейдеры считают, что должно пройти какое-то время, чтобы продавцы привыкли к текущим реалиям и начали сбывать товар по рыночным ценам.

По прогнозам крупных аналитических центров, урожайность следующего зернового сезона в России ожидается выше предыдущего примерно на 9 млн. тонн. На это повлияли благоприятные метеоусловия и улучшающаяся инфраструктура в главных посевных регионах. На этом основании многие делают вывод, что в апреле-мае нас ждет повышенная, для этого времени, активность продавцов, желающих сбыть переходящие запасы перед более урожайным сезоном.

Спрос на тоннаж для транзитных грузов из Средиземного и Черного морей на Каспий пока чрезвычайно низок. У крупных игроков пока еще не составлена программа и поэтому на рынке мало активности. Были заключены единичные сделки, в основном на небольшие партии, завезенные в транзитные порты еще в прошлом году, но не успевшие к раннему закрытию шлюзов на Дону. Некоторые Владельцы судов «река-море» передислоцируют флот в сторону Континента, откуда в этом году ожидается повышенный спрос на тоннаж для отправок генеральных грузов в Русскую Речку и Казахстан.

Дефицит генеральных транзитных грузов ведет также и к снижению фрахтовых ставок с Дона в сторону Ирана. При отсутствии конкуренции Фрахтователи зерновых пытаются навязать Судовладельцам, интересующимся Каспийским направлением, пониженный уровень ставок. По слухам, было заключено несколько сделок из Ростова и портов Азовского региона по ставкам, которые всего на 3-4$ превышают Астраханские. Судовладельцам, которые заключили контракты на вывоз удобрений из Туркмении, приходится демпинговать ради того, чтобы не перегонять свой флот в балласте, что негативно влияет на локальный фрахтовый рынок.

По мнению Трейдеров, основной товарной номенклатурой в Каспийском регионе до начала нового сезона будет кукуруза, т.к. запасы ячменя практически истощены. Самые выгодные предложения по стоимости кукурузы сегодня предлагают поставщики в Астрахани и Махачкале, доставляющие товар из Краснодарского края. Это может сократить спрос на тоннаж с Реки, где готовые судовые партии имеются лишь на нескольких элеваторах.

На отчетной неделе в Иране празднуют Новруз, что серьезно влияет на текущие ставки на Каспийском рынке. Часть флота простаивает на выгрузке в Иране, новые контракты не заключаются.

11 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

На отчетной неделе в Азовском регионе был замечен рост количества спотового тоннажа. Это во многом объясняется окончанием перевалочных контрактов на Кавказе у ряда Судовладельцев. Усилившееся предложение флота ввело в заблуждение некоторых Трейдеров, которые попытались склонить фрахтовый рынок к существенному снижению, но в глобальном плане рост ставок лишь замедлился, т.к. спрос на суда на данный момент превышает предложение.

Цены на зерно ФОБ продолжают уже привычное для участников рынка снижение. В глубоководных портах цены падают быстрее (в среднем на 5 долларов в неделю по сравнению с малой водой). Тем не менее, отправители надеются на стабилизацию цен на фоне объявления новых тендеров со стороны Туниса, Алжира, Бангладеша, которые традиционно импортируют большие объемы российского зерна, в основном из глубоководных портов. Также Владельцы судов река-море рассчитывают на рост ставок, ссылаясь на результаты последнего Турецкого тендера, где существенная доля отгрузок досталась Фрахтователям, в основном отправляющим из портов Азовского моря.

По сообщениям от участников рынка, сравнительно малая его активность вызвана низкими переходящими запасами зерновых. По официальным данным, они достигли 5-летнего минимума. Как следствие, многие отправители придерживают груз в условиях неопределенности количественных и качественных показателей грядущего урожая.

На Каспии серьезно упала активность в связи с Новрузом. Ввиду отсутствия достаточного предложения по грузам из Астрахани, Судовладельцы активно прорабатывают варианты с реки, где пока что груза также немного. Подвоз на речные элеваторы/порты осложнен привычной для этого времени весенней просушкой дорог и поэтому ожидается, что спрос на тоннаж в начале навигации будут формировать те Фрахтователи, которые не успели отгрузить свои партии в конце предыдущей навигации. По слухам, наибольший спрос в начале навигации будет из портов волгоградской области: Дубовка, Волгоградский элеватор, новый элеватор в Татьянке.

10 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Ставки на Азовском рынке растут на протяжении последних двух недель. Спотового флота сейчас практически нет, спрос на тоннаж усиливается. По сообщению от участников рынка, цена на зерно базис фоб Азовские порты упала настолько, что со стороны импортеров появился тренд на возобновление спроса на товар. Также рынок поддерживают крупнейшие Фрахтователи, которым необходимо выполнять свои обязательства по контрактам и нет возможности срывать программы.
Часть русско-флажного флота уже приступила к твердой работе по транзитным рейсам и рейсам с реки. Багаевский гидроузел, Волгоградский шлюз и Волго-Донской канал открываются 1-го апреля и речные Фрахтователи проявляют повышенный интерес к тоннажу под русским флагом. Ставки на рейсы из Ростова будут расти на фоне передислокации флота на реку.


Как показывают наблюдения, многие Трейдеры, участвующие в торговле с Ираном, прорабатывают варианты с покупкой кукурузы в Азовских портах и дальнейшим транзитом ее на Каспийское море по ВДСК. Благодаря тому, что цена на кукурузу в этом, ориентированном на Турецкий рынок, регионе существенно ниже, чем на Каспии, и с учетом низких транзитных ставок в начале навигации, у Трейдеров считаются подобные контракты. Проблема заключается в том, что многие Судовладельцы, чей флот позиционирован на Азове, специально выводили из-за иранских санкций и немногие сейчас готовы рассматривать транзитные рейсы именно на Иран.
Жесткие весовые ограничения, введенные в прошлом году, существенно сократили возможности по доставке грузов автотранспортом из Волжского региона в порты Астраханской области, и поэтому, с открытием навигации, там ожидается повышенный спрос на тоннаж, способный грузиться на речных элеваторах, что приведет к росту ставок из Астрахани и других морских портов региона.

9 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

За прошедшую 9 неделю стремительное снижение фрахта на Азовском рынке остановилось.

Многие суда задержались при проходе Босфора из-за плохой погоды, так в некоторых случаях время ожидания очереди для тоннажа смешанного плавания доходило до 5 суток. Существенной части опаздывающего флота Фрахтователи предпочитали не давать экстеншн, отдавая преимущество спотовым судам с заниженной идеей цены. Владельцы канцелированных теплоходов пока не спешат заключать новые чартеры, т.к. в связи с резким падением фобовских цен на зерно появилось гораздо больше доступного груза, что как минимум поддерживает фрахтовые ставки на текущих значениях. Сбалансируется ли рынок должна показать следующая неделя: по прогнозам Трейдеров, цена на пшеницу еще не достигла дна.

 

С 28.02.2019 официально отменены ледовые ограничения в Азовском море. Теоретически, это должно  толкать фрахтовый рынок вниз, за счет появления в регионе теплоходов, работавших в Черном Море в зимний период. Но, учитывая идентичный уровень ставок в обоих бассейнах, ожидать значительный приток флота на Азове не стоит. С отменой ледовых ограничений, точкой сбора тоннажа вновь станет АДМК, а не Керченский пролив и Фрахтователям, работающим из Темрюка, придется тщательней отслеживать спотовый тоннаж, т.к. по проходу Керчи в северном направлении Судовладельцы предпочитают не возвращаться обратно в Темрюк.

 

Вследствие мягких погодных условий, ожидается ранний старт навигации. Возможно, речка откроется уже в середине – конце марта. Это должно оживить фрахтовый рынок так как:

1) Начнется новый сезон для речных элеваторов. С появлением нового объема груза усилится программа перевалки на рейде, а также увеличится предложение на прямые рейсы Азовского и Каспийского направлений

2) На рынок вернется поток транзитных грузов. Как показывает практика, спрос на отправки генеральных грузов из Черного моря на Каспий растет с каждым годом и сейчас Фрахтователи активно планируют свои программы. Поэтому заинтересованные Судовладельцы уже начинают подстраивать маршруты своего флота таким образом, чтобы открываться в наиболее удобных местах для работы хорошо оплачиваемых проектных грузов.

В Туркмении в этом году на планируемую мощность выходит новый завод по производству азотных удобрений, что должно существенно увеличить объемы транзитного груза из Каспия на Черное море. Судовладельцы считают, что данный поток  будет конкурировать с привычными зерновыми рейсами из портов Волги на Иран или на Турцию, тем самым подстегнет рост фрахтового рынка в этих регионах, тем более, что часть Судовладельцев еще в прошлом году отказалась от судозаходов в Иран из-за угрозы санкций со стороны США.

 

На Каспийском рынке за отчетную неделю наметился повышенный спрос на тоннаж. Фрахтователи активно пытаются закрыть свои позиции перед Новрузом и избежать хранения и риска падения цен после Иранского нового года. Поэтому ставки, в основном, сохранились на уровне предыдущих недель. Ожидается, что на фоне праздников резко сократится деловая активность и в середине марта, в преддверье открытия навигации, спрос на тоннаж и ставки фрахта могут упасть, хоть и ненадолго,  до минимальных значений текущего года.

 

7-8 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

На Азове продолжается падение ставок фрахта, ситуацию по-прежнему осложняет неблагоприятный расклад на товарном рынке. Турция снижает закупочные цены, в связи с продолжающимся трендом снижения курса лиры. В связи с этим спред между закупочными и продажными ценами только сужается, и заключать сделки становиться еще сложнее. Из-за высокого уровня цен на зерно в России, некоторые покупатели вынуждены переориентироваться на закупки в иных регионах. Трейдеры отмечают, что технически, работать им удобнее с Россией, к тому же качество Российского зерна не вызывает сомнений. Однако коммерческая сторона является доминирующей, и Трейдерам приходиться искать альтернативные варианты. Так, сегодня основные поставки в Турецком направлении осуществляются из Украины, Румынии, Болгарии. Особую гибкость в цене проявили поставщики из Украины. На этом фоне Российский товар не вызывает интереса у покупателей.

Помимо непростой ситуации на внутреннем зерновом рынке РФ, темпы экспорта сдерживаются возросшими тарифами на перевозку внутри страны. По этой причине большая часть отправок осуществляются за счет ранее заключенных контрактов. Позитивная новость о снижении цены на зерновые (в среднем на 7$ базис FOB Азовские порты за 8-ую неделю) не оказала желаемого влияния на рынок. Импортеры ожидают дальнейшего падения и не торопятся заключать контракты на поставку. Учитывая недавний стремительный рост цен на зерно, многие участники рынка полагают, что падение будет происходить такими же темпами.
Ледовая обстановка в Азовском регионе остается благоприятной для текущего времени года. Проблем с подходом к причалам и ожиданием ледокольной проводки не наблюдается. Тем не менее, лишь немногие Судовладельцы решаются отправить флот на погрузку в Ростове «за мостом», в основном те, кто пришел с обратным грузом на выгрузку. Таким образом, Фрахтователи, желающие сэкономить на перевалке (услуги терминалов «за мостом» традиционно дешевле) могут испытать сложности с поиском тоннажа даже в условиях избытка предложения флота.
Ставки снижаются не только в Азовском, но также и в Черноморском регионе. Некоторые Трейдеры предполагают, что фрахтовый рынок в сегменте Хенди–сайз уже достиг дна и в дальнейшем ожидают роста ставок. В первую очередь это связанно с большей гибкостью теплоходов такого размера, которым гораздо легче сменить регион работы, по сравнению с костерами и тем более с судами река-море. Поэтому рост фрахта возможен за счет оттока невостребованного флота.

6 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

На отчетной неделе фрахтовый рынок Азовского бассейна продолжил снижение. Ставки из Ростова на Черное море опустились ниже 20$, что подтверждает падающий спрос на тоннаж в регионе. Цены на пшеницу на базисе FOB порты Азова продолжили свой рост. К основным причинам этого добавилась растущая себестоимость по доставке груза в порт. Транспортным компаниям, устраивавшим забастовку из-за низких тарифов на перевозку зерна, удалось добиться от Экспортеров увеличения ставок, что привело к удорожанию продукции.

Количество спотового тоннажа растет. Согласно правилам формирования каравана, суда не включаются в ледокольную проводку до тех пор, пока их не подтверждает порт или причал погрузки, поэтому открывающийся флот простаивает в районе Керчи. Это позволяет Судовладельцам с большей легкостью рассматривать предложения и из портов Черного моря, несмотря на то, что фрахт на рейсы из этих портов на Турцию и Средиземное море также сильно просел по сравнению с недельной давностью. Снижение спроса со стороны ключевых стран-покупателей отразился не только на Российском зерне.
В Каспийском регионе наблюдается баланс спроса и предложения на флот. Ставки из Астрахани остаются на уровне средних-высоких 30-х. Тяжелая ледовая обстановка в ВКК продолжает сужать доступное количество флота и не позволяет ставкам упасть. Ставки из Актау и Махачкалы снижаются быстрее, так как большинство Судовладельцев, избегая рейсов в лед, пытаются фиксовать свой тоннаж из свободных от ледовой обстановки портов. В этой связи, на рейдах данных портов образовались скопления из 5-8 теплоходов, которые готовы ждать своей очереди на погрузку, при том, что фрахт из Астрахани выше на 10-12 долларов.
Отечественные аграрии уже готовятся к следующему зерновому сезону. Благодаря отсутствию сильных заморозков этой зимой и обильным осадкам в осенний период, посевы озимой пшеницы находятся в благоприятном состоянии. По различным прогнозам, общий урожай пшеницы составит около 67 — 72 млн тонн. Учитывая, что в 2018 году было собрано примерно 70 млн тонн пшеницы, можно рассчитывать, что сезон 2019 года будет сопоставим с предыдущим.
Многие участники рынка сходятся во мнении, что текущая, крайне неблагоприятная ситуация, когда на сырьевом рынке нет оживления, а Трейдеры не могут достичь соглашения по цене, в среднесрочной перспективе (март – апрель) изменится к лучшему. Производители рано или поздно будут вынуждены продать запасы зерна перед новым урожаем в том числе, в целях финансирования посевной. Спрос по высокой цене на внутреннем рынке не сохранится.

5 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

В Азовском регионе сохраняется падающий тренд. За неделю рынок просел еще на 1 – 2 доллара. Многие теплоходы стоят в споте и готовы обсуждать практически любые предложения, но твердого груза на рынке не много: Фрахтователи уже успели закрыть почти все контракты, оставшиеся с прошлого года.

Заявок на отправку зерновых грузов на рынке практически нет. Помимо затишья на традиционном, Турецком направлении, также сокращаются объемы рейдовой перевалки. Компании-экспортеры связывают это с новыми требованиями Россельхознадзора. Как следствие, значительное количество судов река-море выходит из контрактов на перевалку и ищет прямые рейсы.

Сейчас у Фрахтователей появилась возможность прожимать свои ставки на фрахт, но к увеличению количества контрактов это не приводит. Сохраняется значительный разрыв между закупочными и продажными ценами, который не может быть нивелирован только за счет снижения фрахта. В итоге фактических отгрузок становится все меньше, и ставки продолжают падать.

Учитывая столь низкий рынок в Азове, Судовладельцы готовы рассматривать другие регионы для работы. Морячки с низкой осадкой, традиционно работающие из Темрюка, убегают от падающих ставок на Средиземное море. Флот смешанного плавания в качестве основной альтернативы рассматривает загрузку из Украинских портов Черного Моря. Если в прошлом году на такие рейсы уходили только суда без ледового класса, то теперь ставки на Азове и Черном море почти сравнялись. Теоретически, отток невостребованного тоннажа должен поддержать уровень фрахта в Азовском бассейне. Но, скорее всего, избыточное предложение флота сохранится, и картина на рынке существенно не изменится.

На деловую активность в Азово-Черноморском бассейне и в регионе Каспийского моря также давит падающий курс доллара, что в паре с высокими ценами на зерно в рублях приводит к уменьшению количества сделок. Большие трудности испытывают компании, заключившие зимние контракты на поставку зерновых в Иран по фиксированной ставке. Из-за курсовых колебаний рентабельность такой работы заметно снижается. Тем не менее, некоторые Трейдеры ожидают улучшения ситуации ввиду того, что запасы зерновых в Иране истощаются, подъем закупочных цен со стороны иранских покупателей возможен уже в ближайшее время, что позволит заключить новые контракты.