Архив категорий Новости рынка

6 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

На отчетной неделе фрахтовый рынок Азовского бассейна продолжил снижение. Ставки из Ростова на Черное море опустились ниже 20$, что подтверждает падающий спрос на тоннаж в регионе. Цены на пшеницу на базисе FOB порты Азова продолжили свой рост. К основным причинам этого добавилась растущая себестоимость по доставке груза в порт. Транспортным компаниям, устраивавшим забастовку из-за низких тарифов на перевозку зерна, удалось добиться от Экспортеров увеличения ставок, что привело к удорожанию продукции.

Количество спотового тоннажа растет. Согласно правилам формирования каравана, суда не включаются в ледокольную проводку до тех пор, пока их не подтверждает порт или причал погрузки, поэтому открывающийся флот простаивает в районе Керчи. Это позволяет Судовладельцам с большей легкостью рассматривать предложения и из портов Черного моря, несмотря на то, что фрахт на рейсы из этих портов на Турцию и Средиземное море также сильно просел по сравнению с недельной давностью. Снижение спроса со стороны ключевых стран-покупателей отразился не только на Российском зерне.
В Каспийском регионе наблюдается баланс спроса и предложения на флот. Ставки из Астрахани остаются на уровне средних-высоких 30-х. Тяжелая ледовая обстановка в ВКК продолжает сужать доступное количество флота и не позволяет ставкам упасть. Ставки из Актау и Махачкалы снижаются быстрее, так как большинство Судовладельцев, избегая рейсов в лед, пытаются фиксовать свой тоннаж из свободных от ледовой обстановки портов. В этой связи, на рейдах данных портов образовались скопления из 5-8 теплоходов, которые готовы ждать своей очереди на погрузку, при том, что фрахт из Астрахани выше на 10-12 долларов.
Отечественные аграрии уже готовятся к следующему зерновому сезону. Благодаря отсутствию сильных заморозков этой зимой и обильным осадкам в осенний период, посевы озимой пшеницы находятся в благоприятном состоянии. По различным прогнозам, общий урожай пшеницы составит около 67 — 72 млн тонн. Учитывая, что в 2018 году было собрано примерно 70 млн тонн пшеницы, можно рассчитывать, что сезон 2019 года будет сопоставим с предыдущим.
Многие участники рынка сходятся во мнении, что текущая, крайне неблагоприятная ситуация, когда на сырьевом рынке нет оживления, а Трейдеры не могут достичь соглашения по цене, в среднесрочной перспективе (март – апрель) изменится к лучшему. Производители рано или поздно будут вынуждены продать запасы зерна перед новым урожаем в том числе, в целях финансирования посевной. Спрос по высокой цене на внутреннем рынке не сохранится.

5 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

В Азовском регионе сохраняется падающий тренд. За неделю рынок просел еще на 1 – 2 доллара. Многие теплоходы стоят в споте и готовы обсуждать практически любые предложения, но твердого груза на рынке не много: Фрахтователи уже успели закрыть почти все контракты, оставшиеся с прошлого года.

Заявок на отправку зерновых грузов на рынке практически нет. Помимо затишья на традиционном, Турецком направлении, также сокращаются объемы рейдовой перевалки. Компании-экспортеры связывают это с новыми требованиями Россельхознадзора. Как следствие, значительное количество судов река-море выходит из контрактов на перевалку и ищет прямые рейсы.

Сейчас у Фрахтователей появилась возможность прожимать свои ставки на фрахт, но к увеличению количества контрактов это не приводит. Сохраняется значительный разрыв между закупочными и продажными ценами, который не может быть нивелирован только за счет снижения фрахта. В итоге фактических отгрузок становится все меньше, и ставки продолжают падать.

Учитывая столь низкий рынок в Азове, Судовладельцы готовы рассматривать другие регионы для работы. Морячки с низкой осадкой, традиционно работающие из Темрюка, убегают от падающих ставок на Средиземное море. Флот смешанного плавания в качестве основной альтернативы рассматривает загрузку из Украинских портов Черного Моря. Если в прошлом году на такие рейсы уходили только суда без ледового класса, то теперь ставки на Азове и Черном море почти сравнялись. Теоретически, отток невостребованного тоннажа должен поддержать уровень фрахта в Азовском бассейне. Но, скорее всего, избыточное предложение флота сохранится, и картина на рынке существенно не изменится.

На деловую активность в Азово-Черноморском бассейне и в регионе Каспийского моря также давит падающий курс доллара, что в паре с высокими ценами на зерно в рублях приводит к уменьшению количества сделок. Большие трудности испытывают компании, заключившие зимние контракты на поставку зерновых в Иран по фиксированной ставке. Из-за курсовых колебаний рентабельность такой работы заметно снижается. Тем не менее, некоторые Трейдеры ожидают улучшения ситуации ввиду того, что запасы зерновых в Иране истощаются, подъем закупочных цен со стороны иранских покупателей возможен уже в ближайшее время, что позволит заключить новые контракты.

4 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

На Азовском фрахтовом рынке заметен значительный спад. Ставки на рейсы из портов РФ продолжают падение. Рабочий уровень по маршруту Ейск-Самсун находится на уровне низких 20-ых за тонну пшеницы/кукурузы.
Цена на пшеницу, базис fob азовские порты, продолжила свой рост на отчетной неделе и достигла максимальных значений за сезон, что привело к снижению количества сделок на экспорт. Как объясняют участники рынка, цена растет на фоне увеличившегося спроса внутри страны. Многие Фрахтователи, во избежание попадания в ловушку с контрактами, пытаются организовать сделку под лодку, но зачастую, после фиксовки на сабах, судно приходится скидывать из-за отсутствия покупки.
Как обычно, на низком рынке наиболее востребованы длинные рейсы. Кроме того, значительно поднялась популярность обратных грузов из Адриатики и восточного средиземноморья. При таких уровнях ставок, флот не торопится возвращаться в домашний регион, и вполне может задержаться в ожидании обратной партии.
Некоторые терминалы, расположенные в Ростове за мостом, берут на себя коммерческую проводку, что снижает затраты для Судовладельцев и повышает привлекательность погрузки за мостом. Тем временем, длительных простоев, связанных с ремонтом, пока не наблюдается, а расходы на коммерческую проводку составляют около 80 000 руб. и делятся между теплоходами, попадающими в проводку, что не сильно влияет на экономику рейса.
В Астрахани и в ВКК продолжается сложная ледовая ситуация. В среднем, теплоходы проходят канал за 1,5-2 суток, при этом Судовладельцы стараются избегать наиболее удаленных терминалов, где услуги буксиров и риски длительного ожидания возрастают в разы. По этой причине снижение ставок прекратилось, а при условии погрузки на причалах в «глубоком тылу»,- ставки даже выросли.
По информации от участников рынка, Минсельхоз планирует в краткосрочной перспективе ввести регулирование внутреннего зернового рынка путем возобновления государством зерновых интервенций. Ранее предпринятая программа по субсидированию транспортировки зерна из удаленных регионов России, получилась не столь масштабной, как ожидалось, и особого влияния на рынок не оказала.
Многие Судовладельцы, не спешившие фиксовать свой тоннаж до последнего момента, вынуждены простаивать в Азове в дэд-споте. Ситуация с «полутвердыми» грузами только усугубляет, и без того, бедственное положение. Судовладельцы теряют время на переговоры, продажа не получается и теплоход снова попадает на рынок. Отдельные суда уже простаивают до 5-7 дней и улучшения ситуации в ближайшее время не предвидится.
Как показывает практика, время ожидания прохода Керченского канала для судов, следующих под погрузку в Украинские порты Азовского моря, не превышает стандартного времени ожидания для теплоходов, следующих в порты РФ. Не смотря на это, для подстраховки многие Судовладельцы продолжаю настаивать на “Керченской оговорке”.
На данный момент ледовые ограничения не введены ни в одном из морских портов Украины. Однако, начиная со 01.02.2019, несмотря на фактическую ледовую ситуацию, в Мариуполе будут введены ледовые сборы. Это может слегка подтолкнуть вверх ставки фрахта на рейсы из данного порта.

3 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Уровень фрахта в регионе продолжает снижаться вслед за ростом цен на пшеницу базис fob Азовские порты, подогреваемый следующими факторами:
1) В декабре 2018 года было проведено 3 тендера GASC, в рамках которых было закуплено 470 тыс тонн российской пшеницы с поставкой на конец января — начало февраля, в том числе по рекордным для сезона ценам. Производителям сейчас гораздо выгоднее продавать пшеницу под поставки в Египет через Новороссийск или Кавказ, поэтому объемы отгрузок костерами на ближайшие направления, такие как черноморская Турция, резко сократились. Низкий спрос на флот смешанного плавания напрямую повлиял на снижение ставок фрахта в регионе.
2) На цену зерна также влияют неофициальные рекомендации Минсельхоза крупнейшим игрокам снизить темпы экспорта для сохранения баланса на внутреннем рынке. Согласно статистике, экспорт в текущем сезоне уже превышает планы министерства о поставках 40 млн тонн пшеницы за рубеж, и это привело к стремлению ограничить объемы отправок с начала 2019 и таким образом удержать экспорт в пределах 42 млн тонн к концу сезона. Мера направлена на предотвращение дефицита зерна внутри страны и, как следствие, значительного его удорожания для отечественных потребителей.
Снижение грузопотока пшеницы в регионе уже достигло того уровня, при котором обилие освобождающегося тоннажа играет на руку Фрахтователям незерновых товаров, таких как уголь и металл. Если ранее флот, способный грузить зерно, избегал рассматривать другие предложения, то уже за прошедшую неделю несколько Судовладельцев пересмотрели свои предпочтения.
С 23 января по 28 февраля в Ростове будет проводиться ремонт ж/д моста. В это время проход судов будет возможен только в период проведения технологических подъемов фермы моста. По мнению местных агентов, ожидание проводки может достигать нескольких дней, которые, кроме того, будут осуществляться только в случае накопления «существенной» очереди из теплоходов, следующих на погрузку/выгрузку за мост. В связи с этим, количество Судовладельцев, готовых грузиться за мостом, резко сократилось и разница в ставках по сравнению с погрузкой на терминалах, находящихся до моста, выросла до 2-3$. В ходе переговоров Судовладельцы настаивают на том, чтобы время простоя в ожидании разводки моста относилось на счет Фрахтователя.
Несмотря на падение рынка, Судовладельцы не спешат фиксовать свой флот на перспективу, особенно теплоходы, открывающиеся в конце января – начале февраля. Есть надежды на оживление ситуации и рост ставок, причем многие выжидают и до спотовых дат. Большинство уже не выбирает между коротким и длинным плечом, и готовы рассматривать все предложения.
В наиболее сложной ситуации находятся владельцы теплоходов 5000 DWCC типа Река – Море. В целом, активность Трейдеров в регионе невысока, и чем крупнее партия, тем более сложно ее продать. Совсем недавно «пятерки» были дороже «трешек», сейчас ставки на такой тоннаж падают заметно быстрее.

* * *

Скорость падения ставок в Каспийском регионе сократилась за отчетную неделю. Почти все участники рынка вернулись к работе после затяжных каникул, активность торговли постепенно восстанавливается. Спрос на кукурузу в Иране остается стабильным и, по мнению некоторых экспертов, даже усиливается с приближением иранского нового года (празднуется в середине марта). Кроме того, на этой неделе правительство Ирана объявило тендер на закупку 300 000 тонн кукурузы и 300 000 тонн кормового ячменя с поставкой данного товара в феврале – марте, поэтому многие Трейдеры пытаются переориентировать свои потоки в сторону Каспийских портов, где цена на кукурузу остается очень привлекательной.

Стабилизация рабочего уровня ставок на Каспии объясняется и тем фактором, что почти всю неделю море штормовало, порывы ветра достигали 25 м/с. График судозаходов был нарушен, отгрузки приостановились, образовался искусственный дефицит флота, в то время как спрос на него остается низкий.

2 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Фрахтовый рынок на Азове после праздников выглядит достаточно позитивно. Большого количества спотового тоннажа, характерного для постпраздничного периода,  не наблюдается. При этом, Судовладельцы ведут себя спокойно и не выбрасывают открывающийся флот на рынок. Ставки показали небольшое снижение на фоне долгих выходных в России и, вытекающего из этого, уменьшения предложения грузов. Данный фактор был сбалансирован введением Капитаном Ростовского порта ледовых ограничений с 4 января для теплоходов, заходящих в Ростов и Азов: теперь для судозахода необходим ледовый класс не ниже 1-го, что существенно сократило количество доступного для местных Фрахтователей флота.

thumbnail of Freight_Report_Week_2

При этом, ледовая обстановка в регионе на текущий момент остается стабильной и больших задержек, вызванных ледовыми условиями, замечено не было. На третьей неделе в Азове ожидаются нагонные ветры, которые будут длиться около недели, и смогут повлиять на ледовую обстановку. Сейчас предсказывается возникновение больших торосов льда, которые затруднят судоходство в АДМК.

Твердых предложений груза, готового к отправке из Российских портов Азовского моря, немного —  сказались выходные, спад деловой активности Трейдеров и текущий расклад на товарном рынке. Для многих поставщиков выгоднее работать на внутреннем рынке, где производители кормов и птицефабрики дают цену выше, чем Экспортеры. Фрахтователи делают вывод, что ставки не должны расти в ближайшие недели. В поддержку этого мнения играет также существенное укрепление рубля, по сравнению с концом прошлого года. На данный момент, на поставки зерновых в южные порты идут на основе ранее заключенных контрактов, производители зерна неохотно принимают условия и цены Трейдеров. Наибольшую активность на рынке демонстрируют отправители нишевых товаров, таких как отруби, шрот.

В Астрахани обратная, по сравнению с Ростовом, ситуация с ледовой обстановкой: в акватории порта и в канале она значительно ухудшилась за время праздников и вносит существенные коррективы в графики движения теплоходов. Многие Судовладельцы приняли решение работать из незамерзающих портов региона, таких как Махачкала и Актау. Парадоксально, но наибольшее падение ставки фрахта показали как раз рейсы из Астрахани — груза там сейчас очень мало и ритмичность поставок новых партий в праздники была серьезно нарушена.

 

51-52 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Рынок в Азовском регионе плавно переходит на сторону Фрахтователей. Многие Судовладельцы активно ищут варианты с погрузкой во время праздников, а их очень мало, т.к. в основном, Фрахтователи предпочитают придержать партии до 9/01 и далее, чтобы не работать в выходные. В итоге, ставки в регионе четко разделились на «до» и «после». Спрос на спотовой тоннаж с погрузкой до Новогодних праздников высок, и ставки сохраняются на уровне прошлой недели. При этом, на первую половину января, многие Судовладельцы охотно идут на переговоры, и часто соглашаются на существенно заниженный фрахт.
В конце декабря в Азовское море вновь вернулась плохая погода. Из-за сгонных ветров наблюдается значительное колебание уровня осадки в Азовских портах и для Судовладельцев, чьи теплоходы уже стояли у причала или только шли под погрузку, это обернулось потерей времени и простоем. Так, тоннаж, планирующий сработать на коротком плече в конце декабря, а во время праздников убежать на длинный рейс в сторону восточной части Средиземного моря или Адриатики, теперь рискует не попасть в лейкан и простоять все выходные в ожидании погрузки или же открыться в споте прямо перед новогодними праздниками.
На отчетной неделе Администрация Азовских портов опубликовала приказ о ледовых ограничениях, что ввело в заблуждение часть рынка в регионе: в приказе были обозначены четкие ограничения по возрасту судна (30 лет) и наличию ледового класса подтвержденного РМРС, но четких сроков введения этих ограничений указано не было. Это привело к тому, что часть Судовладельцев отказалась от походов в Азовское море за грузом и количество спотового тоннажа резко сократилось.
На Каспии рынок продолжает постепенно снижаться. Большая часть Фрахтователей закрыла свои срочные отправки, и придерживают новые грузы в ожидании снижения ставок, но из-за высокого спроса на тоннаж в Махачкале и Актау, ставки снижаются медленнее, чем хотелось бы Фрахтователям.
thumbnail of Glogos_Freight_51-52week

50 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

За отчетную неделю рынок Азовского региона стабилизировался. Еще недавно он уверенно находился на стороне Судовладельцев, сейчас можно сказать, что баланс приоритета уравнялся. Одной из причин этих изменений можно выделить сложную ситуацию на товарном рынке: Покупателей на российское зерно стало меньше, вследствие того, что повысилась закупочная цена в России и появились интересные предложения от других стран-экспортеров. Сейчас ставка фрахта за тонну пшеницы из Азова на Самсун находится на уровне 30 долларов, при этом некоторые Судовладельцы готовы рассматривать ставки ниже, против интересных для них рейсов.
После длительных погодных задержек, большинство Судовладельцев еще не видит даты открытия своих теплоходов, что заставляет их переносить работу по ним на следующую неделю. Фрахтователи, в свою очередь, пытаются избежать отгрузок на последней неделе декабря и поэтому настроены на поиск дефицитных спотовых лодок, и в тоже время придерживают отправки в надежде взять дешевый фрахт после праздников.
По слухам, введение ледовых ограничений в Ростове/Азове ожидается в 20-ых числах декабря, что позволяет флоту без ледового класса продолжать грузиться из Азовских портов. При этом для них сохраняется риск, в случае задержек или резкого ухудшения погоды, застрять в порту на время ледовой кампании, что отбивает желание у некоторых Судовладельцев работать из Азова. Они уже делают скидки для Фрахтователей, предлагающих груз из Черного моря или Темрюка.
Ввиду сезонного подорожания отечественной пшеницы, активизировались украинские продавцы. Наибольшую активность проявляют Фрахтователи из Азовских портов Украины, где, после инцидента с арестом украинских военных судов, существенно усложнилась задача по поиску Судовладельцев, готовых к походу через Керченский пролив. Этот фактор привел к удешевлению местной продукции и росту интереса на нее со стороны Трейдеров.
По глубоководным портам Черного Моря ситуация, по сравнению с прошлой неделей, не изменилась. Баланс приоритета между Судовладельцами и Фрахтователями можно назвать стабильным. Ставки фрахта выше, чем в мае/июне: рейс из Херсона на Мармару на тоннаж 3-5 тыс. тонн за тонну сои или отрубей держится на уровне 22 долларов за тонну.
Также, сейчас активно отправляются зерновые из портов Дуная. По этой причине для судов, которые ранее рассматривали грузы из Темрюка, сейчас интереснее работать из этих портов, поскольку ставки оттуда немного выше, и требования по фумигации не такие жесткие как в Темрюке.
На Каспии неблагоприятные погодные условия сдержали наметившееся падение рынка: в Астрахани обильно выпадали осадки, Каспийское море штормило, а в Актау скопилось порядка 10 теплоходов в очереди на погрузку. Как показали наблюдения, большая часть флота в регионе работает на контракте, поэтому не ожидается поголовного открытия флота после праздников. Скорее всего, рынок будет плавно снижаться на фоне открывающегося спотового тоннажа, при этом ожидается увеличения перевалки в Махачкале с нового года.

49 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Фрахтовый рынок в Азовском регионе продолжает медленно идти вверх. В первую очередь, это связано с приближением новогодних праздников. Экспортеры стараются отправить как можно больше груза до Нового года, чтобы не заниматься рабочими вопросами во время праздничных дней. По сообщениям азовских Фрахтователей, таможенные пункты и порты в Азовском море не будут работать с 31 декабря по 2 января. Вместе с тем, учитывая опыт прошлых лет, до 8 января включительно новые контракты, как правило, не заключаются. За это время из-за низкого спроса на тоннаж, стоимость фрахта снижается, и к началу первой рабочей недели в новом году (8 января) возможно скопление большого количества тоннажа в Азовском бассейне.

Ожидания Фрахтователей, которые собирались работать из Темрюка с владельцами флота без ледового класса по низким ставкам, пока не оправдываются. Официально ледовых ограничений до сих пор не ввели, поэтому ставки из Темрюка стоят на месте. Дополнительные проблемы отправителям создают требования местных фитосанитарных служб к теплоходам. Многим теплоходам, подходящим под полную фумигацию в одних портах, отказывают в проведении дезинфекции в Темрюке. Этот фактор также влияет на то, что ставки в Темрюке не повышаются.

Из-за инцидента в Керченском проливе некоторые Судовладельцы, которые грузятся в украинских портах Азовского моря, теряют много времени на проход по акватории канала (около 5-7 дней) вследствие усиленных мер контроля на границе. В связи с этим, Судовладельцы настаивают на введении в условия договоров «Керченской» оговорки, согласно которой все время, потраченное на простое в проливе, должно считаться как сталийное. Несмотря на то, что многие Фрахтователи соглашаются на такую практику, желающих для рейсов из Мариуполя / Бердянска крайне мало.

После введения военного положения на Украине (48 неделя), некоторые крупные иностранные компании и банки, которые вкладывают деньги в агропромышленный сектор Украины, рассматривают временную приостановку финансирования в связи с чрезвычайной ситуацией в стране. Это может негативно сказаться на кредитных возможностях украинских аграриев и на спросе на украинское зерно в мире. На этом фоне российское зерно может выглядеть более привлекательным на мировом рынке. Если ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию, то Россия может лишиться серьезного конкурента в сфере зернового экспорта.

На Каспии эксперты предсказывают серьезные изменения фрахтового рынка в ближайшее время. После уверенного роста в течение всего ноября ставки впервые на 49 недели отскочили. Так, фрахт на базисе Астрахань – Иран составляет USD 50 за тонну ячменя. Это объясняется большим числом тоннажа, находящемся сейчас в регионе, небольшим количество портов погрузки и скудной номенклатурой груза. Интенсивность отправок снижена, рынок замер.

Кроме того, Фрахтователи решили придержать отгрузки зерновых из Астрахани, будучи уверенными в том, что фрахтовый рынок вот-вот начнет стремительно снижаться. Ожидается, что к середине декабря фрахт на Каспии достигнет низких сороковых. Судовладельцы на фоне этих настроений, напротив, стараются заключить контракты сейчас на 2-3 месяца вперед по текущим ставкам.

48 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

Климатический и геополитический факторы продолжают оказывать влияние на динамику фрахта в Азовском регионе. Ухудшение погодных условий – характерное для данного времени года – привело к долгосрочному закрытию Керченского пролива, в результате чего на входе и выходе из пролива скопилось большое количество судов. Поскольку такие задержки, как правило, провоцируют рост ставок, Фрахтователи пытались быстрее зафиксовать суда на текущем рынке, пока фрахт не увеличился еще больше. Судовладельцы, напротив, откладывают заключение новых контрактов, поскольку прогнозируют дальнейшее увеличение фрахта на 50 неделе. Вместе с тем, уверенно сказать о том что данная ситуация приведет к резкому скачку ставок в регионе – нельзя. После улучшения погодных условий теплоходы, застрявшие в Керчи, начнут совершать рейсы практически одновременно, и вернуться обратно примерно в одни даты. Избыток открытого тоннажа может, напротив, спровоцировать падение фрахта.
Кроме того, из-за снижения уровня воды в Ростове по причине сгонных ветров, пройти в акваторию порта могли только суда типа «Омский», что сделало их наиболее востребованными на рынке на прошлой неделе. Поэтому некоторые Судовладельцы, учитывая данную ситуацию, завышали ставки на отдельные рейсы.
После инцидента с украинскими военными кораблями в Керченском проливе и последовавшим за этим введением военного положения в Украине, многие Судовладельцы стали закладывать дополнительные риски в стоимость страховки, и таким образом поднимали стоимость фрахта. Также по информации азовских отправителей, Судовладельцы, чей флот шел на погрузку в украинские порты (Мариуполь, Бердянск) Азовского моря, в одностороннем порядке отказались от выполнения этих рейсов, поэтому ставки оттуда значительно подросли.
Несмотря на то, что капитан морского порта Азов выпустил распоряжение о вступлении в силу ледовых ограничений, многие владельцы судов без ледового класса продолжают работать из портов. Дело в том, что пока требования об обязательном наличии ледового класса к теплоходам в приказе не прописаны, так же как и не предъявлено ограничений по возрасту судов. Этот факт позволяет сдерживать фрахт от более стремительного роста, который предсказывался еще на прошлой неделе. В настоящее время ставка на базисе Ростов – Мармара составляет USD 31 за тонну пшеницы.
На Каспии фрахтовый рынок замер. Во многом это объясняется тем, что крупные Экспортеры уже законтрактовали необходимое количество теплоходов на зимний период и не нуждаются в привлечении дополнительного флота. Кроме того, с закрытием навигации ажиотаж вокруг тоннажа упал. Большинство Фрахтователей вывезли срочные партии ранее, и уже не стремятся взять флот во что бы то ни стало, а подходят к вопросу выбора судов более рационально. Вместе с тем, рынок остается крайне нестабильным, и предложения по фрахту достигают разницы в USD 12 за тонну ячменя (от USD 40 до USD 52).
На текущей неделе состоялось официальное закрытие навигации в Волгодонском бассейне. Некоторые теплоходы успевали пройти транзитом из Каспийского моря в Азовское, однако в связи с плохими погодными условиями навигация была завершена раньше предполагаемых сроков. Это послужило причиной возврата судов в порты погрузки Каспийского моря и дальнейшей зимовкой в регионе.
Ожидается, что в зимний период будет широко востребован порт Поти в качестве транзитёра грузов, направляющихся в Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и обратно. Прежде всего, это касается отправок азотных удобрений из Туркменистана, где в декабре должен начать работу новый карбамидный завод. Участники рынка уверены, что порт Поти пока не может составить конкуренцию крупнейшим портам Черного моря, но большинство сходятся во мнении, что номенклатура груза в регионе будет расширяться, что окажет влияние на рост ставок в Черноморском регионе.

47 неделя: Волго-Донской бассейн, Азовское, Каспийское море; Костеры

В преддверии введения ледовых ограничений (на 48 неделе) в Азовском бассейне падение фрахтового рынка остановилось. Более того, за последнее время ставки из Азовских портов выросли, в среднем, на USD 2. Участники рынка связывают это, с небольшим количеством флота, способного совершать рейсы из Азовского бассейна в период ледовых ограничений. Как показывает практика, с каждым годом численность такого тоннажа уменьшается, как следствие, ставки на «редкий» тоннаж с ледовым классом повышаются. Кроме того, стоимость фрахта растет и благодаря турецким Импортерам. По сообщению зерновых Трейдеров, турецкая сторона за полгода текущего зернового сезона закупила меньше половины необходимого объема пшеницы, поэтому в ближайшей перспективе повышение ставок возможно из-за большого количества запросов от турецких Трейдеров.

Фрахтователи грузов из портов ice free заняли выжидательную позицию. Как только на 48 неделе в силу вступит постановления о введении ограничений, ставки на рейсы из незамерзающих портов Черного моря и Причерноморского региона упадут, так как число желающих работать оттуда значительно возрастет. В начале 47 недели вышло постановление капитана порта Ростов-на-Дону, согласно которому в связи с прогнозируемым понижением температуры воздуха и перспективой появления ледяного покрова в акватории морского порта, с 26 ноября 2018 объявляется начало периода ледокольной проводки судов в морском порту и на подходах к нему. Пока необходимости в помощи ледоколов нет. Вместе с тем, к плаванию в акватории порта допускаются только те суда, которые имеют запасы топлива, продовольствия и воды не менее чем 14 ходовых суток.

Азовские Судовладельцы уже начинают планировать свои позиции таким образом, чтобы не оказаться в новогодние праздники в российских портах в период длительных выходных. Поэтому большим спросом в середине декабря будут пользоваться дальние рейсы, ставки на эти направления будут снижаться из-за повышенного предложения тоннажа.

Эксперты предсказывают, что на Каспии в этом году доступного флота зимой будет больше примерно на 15% по сравнению с прошлым годом. А учитывая тот фактор, что урожай в этом году меньше прошлогоднего, участники рынка выражают уверенность, что в ближайшие месяцы может произойти обвал фрахтового рынка в регионе. Поэтому Фрахтователи не спешат брать лодки на текущем очень высоком рынке и предпочитают дождаться окончания навигации и расстановки всех позиций в Каспийском море. На 47 неделе ставки на Каспии значительно возросли, фрахт на базисе Астрахань – Иран прибавил USD 3 и составляет USD 51 за тонну ячменя. Фрахтователи объясняют такую динамику возникшим дефицитом флота. К концу навигации большинство Судовладельцев старались брать рейсы с реки, за это время в порту Астрахани скопилось достаточно груза, который сейчас активно экспортируется в Иран.

Из-за нехватки тоннажа, приспособленного к проведению полной фумигации, многие каспийские Трейдеры вынуждены искать иные способы доставки груза в Иран. Так, например, некоторые Фрахтователи фиксуют те теплоходы, на которых возможно проведение только профилактической фумигации груза. Поэтому первая дезинфекция зерна осуществляется в порту погрузки, а последующая полная – уже после выгрузки в Иране на таможенном складе. Зачастую такие рейсы оказываются для Фрахтователей более выгодными, поскольку Судовладельцы незерновых теплоходов готовы снижаться по ставкам.